- Введение в тему тормозных систем грузовых автомобилей Shacman
- Описание основных типов тормозных систем, используемых в грузовиках
- Особенности эксплуатации и обслуживания тормозных систем в условиях российских дорог
- Заключение
Введение в тему тормозных систем грузовых автомобилей Shacman
Тормозные системы грузовых автомобилей играют ключевую роль в обеспечении безопасности на дорогах. Shacman, являясь одним из ведущих производителей тяжелой техники в Китае, со временем разработала и внедрила ряд инновационных технологий в свои тормозные системы. От механических тормозов первых грузовиков до современных пневматических и электронных систем — постоянное совершенствование тормозных механизмов является ответом на возрастающие требования безопасности и эффективности.
Описание основных типов тормозных систем, используемых в грузовиках
Грузовые автомобили Shacman серии X3000 и X6000 оснащены четырьмя видами тормозных механизмов: основной рабочий тормоз (управляемый педалью), дополнительный тормоз (система включает в себя аппаратуру для дополнительного торможения с помощью двигателя и гидравлический ретардер), экстренный и стояночный тормозы (активируемые ручкой) и специальное устройство для торможения прицепа.
1) Управление основным тормозом производится с использованием педали, и этот тормоз является пневматической системой с двумя контурами. Нормальный люфт педали тормоза имеет длину около 17–21 миллиметра. Рабочее давление в системе достигает 1 МПа (10 бар). Такое же давление необходимо для активации клапана регулирования давления.
Первый контур тормозной системы воздействует на колеса задних осей (или обеих задних осей), а второй контур — на колеса передней оси. Когда давление в одном из контуров опускается ниже уровня 0.55 МПа (5,5 бар), загорается предупреждающий индикатор, и это требует незамедлительной остановки автомобиля для выяснения причин уменьшения давления.
Частое использование тормозов за короткий промежуток времени может спровоцировать снижение давления до уровня ниже 0.55 МПа (5,5 бар)
Для проверки герметичности необходимо заглушить двигатель и заметить изменение давления после активации стояночного тормоза: за 2 часа оно должно уменьшиться не более чем на 0.05 МПa (0,5 Бар), или же за полчаса — не более чем на 0.01 МПa (0,1 Бар).
2) Дополнительный тормоз, включающий в себя двигательные тормоза и гидравлический ретардер.
Во время езды дополнительное замедление может быть достигнуто использованием двигательного торможения через специальный переключатель, размещенный на полу кабины слева от места водителя. Это особенно актуально при спусках по уклонам, где необходимо активировать моторный тормоз.
Применение этого метода торможения позволяет сократить нагрузку на основную систему тормозов, уменьшить износ шин и перегрев компонентов колесных тормозов, продлить их ресурс, экономить топливо и повышать безопасность на дороге.
При использовании данной системы нужно помнить о следующем:
- Не допускайте превышение оборотов двигателя более 2000 в минуту.
- Эффективность моторного тормоза возрастает при работе коробки передач на пониженных передачах.
- Запрещается езда на автомобиле с КПП в нейтральном положении — при этом ассистентский механизм торможения не будет работать.
- При условиях низкой сцепления (мокрая или скользкая дорога), применять моторный тормоз нужно очень осторожно для предотвращения потери управления автомобилем из-за заносов или других опасных ситуаций.
- При активации педали сцепления или газа функционирование моторного тормоза прекращается или выходит из режима работы системы, что может повлиять на контроль за автомобилем — будьте предельно внимательны!
3) Стояночный тормоз/экстренный тормоз
Тормозная система имеет двойное предназначение: она может служить как экстренной тормозной системой, так и парковочным тормозом. Эта система активируется с помощью специального крана и приводится в действие благодаря пружинному накопителю энергии, который размещен на заднем или обоих задних мостах автомобиля. Управление этим устройством осуществляется через кран.
В случае поломки основной тормозной системы, срабатывает автоматическое экстренное торможение за счет действия пружины в накопителе энергии.
Пружинный механизм тормозов можно выключить только после повышения давления в системе до 0.55 МПа (5.5 бар) и когда индикатор парковочных тормозов погаснет.
Перед запуском двигателя необходимо убедиться, что кран парковочных тормозов находится в режиме торможения, если этого не сделать, то после поднятия давления автомобиль может начать движение самостоятельно.
Режим «Проверка» позволяет проверить работоспособность системы при остановке грузовика с прицепом на склоне: нужно переместить кран в положение «Проверка», что активирует функцию пружинного накопителя энергии и обеспечивает безопасную остановку полностью загруженного автопоезда на уклоне 12%.
4) Запасное устройство тормоза прицепа
Тормозной механизм прицепа служит для замедления движения полуприцепа за счет постепенного отвода рычага тормозного устройства назад. Эта система торможения работает независимо от главного автомобиля.
Чрезвычайное освобождение пружинного тормозного цилиндра в случаях автоматического активирования тормозов из-за протечки в соединительных пневмолиниях пружинного цилиндра, водитель может расслабить пружину, ослабив болты на цилиндре до позиции 1 для разблокировки тормозов. Перед этим, водителю следует переключиться на первую передачу и убедиться, что основные тормоза функционируют как следует.
Особенности эксплуатации и обслуживания тормозных систем в условиях российских дорог
Российские дороги известны своим разнообразным покрытием и иногда суровыми климатическими условиями. Это ставит перед эксплуатацией тормозной системы особые задачи:
- Проверка уровня жидкости в гидравлической системе перед каждой поездкой.
- Регулярная чистка и замена воздушных фильтров для предотвращения загрязнения пневматической системы.
- Тщательный осмотр компонентов на предмет коррозии или повреждений из-за агрессивного действия реагентов.
Заключение
Поддержка исправного состояния всех элементов тормозной системы имеет жизненно важное значение для безопасности не только самого автомобиля Shacman, но и всех участников движения. Планомерный уход за этим комплексным механизмом поможет предотвратить потенциальные аварии на дорогах, а также продлит срок службы самого грузовика. Системная работа по проверке состояния калиперс, колодок, барабанов и дисков должна стать рутинною для каждого водителя.